«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Какие машины останутся в России с ноября 2025, когда повысят утильсбор

Всех посадят на отечественные машиныБудущее китайских авто в РоссииДо ввода заградительных ставок утильсбора на автомобили остался месяц. Министр промышленности Антон Алиханов успокаивает нас тем, что в России сейчас выпускают более 50 моделей 20 различных брендов. «НИ» выяснили, какие из них попадают под условия возврата утиля — на чем нам предлагают ездить?

Мария Соколова

Официального постановления о принятии прогрессивной шкалы утильсбора на автомобили и отмене льгот для физлиц, покупающих машины мощнее 160 л. с., до сих пор нет. Но власти старательно готовят людей к переменам.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Например, министр промышленности Антон Алиханов пытается убедить россиян, что в бюджетном и среднем сегментах у покупателей останется выбор отечественных машин. В большом интервью он рассказал, что в России выпускают автомобили более 20 различных брендов, а всего насчитывается более 50 различных моделей, которые удовлетворят запросы и больших семей, и простых горожан, и жителей сельской местности.

50 различных моделей — звучит неплохо, но есть один важный момент: на возврат утилизационного сбора могут рассчитывать только те производители, которые локализовали выпуск машин в России.

Прошлым летом оказалось, что зарубежные компании не стремятся инвестировать в РФ: на возврат утиля претендовали только АвтоВАЗ и УАЗ. Пришлось пойти на попятную, и в августе 2025-го Минпромторг понизил требования к локализации. Раньше для получения субсидий на оплату утильсбора компания должна была набрать минимум 3700 баллов из возможных 7000 за локализацию, теперь достаточно 1500 баллов.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Но и эту планку могут осилить далеко не все. «НИ» выяснили, на каких машинах предстоит ездить россиянам.

Всех посадят на отечественные машины

Помимо АвтоВАЗа и УАЗа (последний, кстати, возобновил производство «Хантера» — того самого «козла» родом из середины ХХ века) на возврат утильсбора точно могут претендовать Aurus, производящий доступный лишь госслужащим высшего звена и миллиардерам лимузин Senat, и ГАЗ, у которого в линейке есть модель «Соболь» — с большой натяжкой ее можно принять как автомобиль для большой семьи.

Читайте также:  Американский Bombardier Challenger 650 патрулирует пространство над Черным морем

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Повезло «Москвичу»: сам по себе «Москвич 3» имеет лишь 975 баллов локализации. Собираемые крупноузловым методом лифтбэк «Москвич 6» и семиместный кроссовер «Москвич 8» — только 75 баллов за установку «ЭРА-ГЛОНАСС». Но за проведение НИОКР по развитию завода (сюда добавляются работы партнера по проекту — КАМАЗа) все модели получили дополнительно 1683 балла.

В следующем году шанс на возврат утиля имеют две модели липецкого завода «Моторинвест» — там собирают электромобили под созданным для России брендом Evolute (различные модели Dongfeng) и гибриды Voyah.

Начало сварки и окраски кузовов гибридных кроссоверов Evolute i-Space и Voyah Free запланировано на конец 2025 года — утверждает глава «Моторинвеста» Андрей Резников. Они в первую очередь претендуют на возврат утильсбора. Усиление локализации произойдет только в 2026 году: некоторые модели перейдут только на мелкоузловую сборку, некоторые электромобили получат отечественные моторы и батареи.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Еще один сугубо российский бренд — Solaris. Под ним сейчас выпускают хорошо знакомые Kia Rio и Hyundai Creta. Оказалось, что производитель «АГР Холдинг» не лукавил, когда говорил, что машины собирают из старых складских запасов. Разбор машин показал, что все так и есть. С одной стороны, это дает высокий уровень локализации, а с другой стороны, запасы не бесконечные. Solaris HS, он же Hyundai Solaris, уже ушел с рынка.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Сегмент минивэнов для семейных и корпоративных перевозок в скором времени должен закрыть Sollers SP7 (JAC Refine RF8). Его производство по полному циклу в Елабуге началось прошлым летом, а в октябре должны стартовать продажи. Цены пока не названы, но известно, что на выбор предлагаются две версии: семиместная и четырехместная. В будущем Sollers обещает локализацию двигателей и штамповку кузовных деталей — так точно можно набрать необходимые 1500 баллов.

Заодно Sollers выпускает в Ульяновске две модели пикапов: ST6 и ST8. Обе уже сейчас производятся по полному циклу со сваркой и окраской кузовов, а также на них устанавливают произведенные в РФ дизельные двигатели и механические КПП. У этих моделей проблем с утилем быть не должно.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

К сожалению, такое не получается утверждать про собственные бренды калининградского «АВТОТОРА». Amberauto A5 — это компактный электрический седан, Ambertruck Work — это дизельный полноприводный пикап. Машины совершенно разные, но объединяет их то, что завод обещал глубокую локализацию (до 90% для Amberauto), но пока не видно новостей о замещении импортных деталей отечественными, ни успешных продаж.

Читайте также:  "Началось!": Трамп прокомментировал инцидент с беспилотниками в Польше

В июне 2025-го по всей России смогли продать только 98 Amberauto A5, при том, что это еще в три раза больше, чем продавали в предыдущие месяцы. Не помогают даже госсубсидии на электромобили. Пикапы Ambertruck тоже далеки от попадания в топ продаж даже в своем классе. Отсутствие продаж — серьезная помеха на пути локализации.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Будущее китайских авто в России

Среди китайских брендов сильнее всего обрусел Haval — он первым открыл у нас свой завод. Формально на территории РФ собирается широкая линейка автомобилей: компактные кроссоверы Jolion и М6, более крупные кроссоверы F7, F7x и Dargo, пикапы Poer и внедорожник Н9. Но наиболее локализованная модель Jolion имеет только 1630 баллов локализации с учетом НИОКР. А ведь для нее штампуют и сваривают кузовные детали, окрашивают готовые кузова, собирают двигатели. Остальные модели в лучшем случае имеют 1000–1200 баллов локализации, то есть не попадают под условия возврата утильсбора.

Следующий в очереди на получение субсидий стоит бренд Tenet. Это популярные среди россиян кроссоверы Chery Tiggo под новой маркой. Их сборка начинается на бывшем заводе Volkswagen в Калуге. В августе 2025-го запустили производство полного цикла со сваркой и окрашиванием кузовов кроссоверов Tenet T7 (он же Chery Tiggo 7L). У этой модели еще есть шансы на возврат утиля, а более компактные Tenet T4 и семиместный Tenet T8 пока везут из Китая.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Традиционно за наполнение рынка машинами разных брендов у нас занимается калининградский «АВТОТОР». В последние годы он заключил соглашения о сборке множества различных китайских моделей. Сейчас в его портфеле имеются зарубежные бренды BAIC, Kaiyi, SWM, Forthing, Jetour, Eonyx. Вот вам еще шесть брендов.

Но ни один из них не стал популярным. «АВТОТОР» заявлял о перспективах перехода с крупноузловой сборки, которая не дает баллов локализации, на производство машин китайских брендов по полному циклу, но в итоге новостей о подобных реформах не поступало. Вместо этого вывод на рынок новых моделей BAIC прекращен — распродают уже имеющиеся машины. Автосалоны бренда Kaiyi также до сих пор реализуют остатки машин 2023 года выпуска.

Читайте также:  «Требовали вернуть страну»: 100-тысячный митинг против мигрантов прошел в центре Лондона

Недостаточную степень локализации на «АВТОТОРЕ» подтверждает тот факт, что ни одна их модель не попала в список машин, которые можно использовать в такси.

«50 моделей — 20 брендов». Какие авто предложат в России после роста утильсбора

Брендов формально производимых в РФ автомобилей много (можно вспомнить еще так и не запущенную «Волгу»), но это вовсе не означает изобилие машин. А локализованных и того меньше.

В массовом сегменте выбор сводится к Lada, «Москвич 3» и Haval Jolion. В среднем ценовом сегменте, возможно, подтянут уровень локализации Haval F7, Tenet T7 и T8, а рынок пикапов занимают машины марки Sollers. Остальные локализованные машины, будь то электрические Evolute (в первом полугодии 2025-го продали 616 гибридов i-Space и 374 всех электромобилей этого бренда), престижные Voyah рассчитаны на узкий круг покупателей.